Відповіді Голови Федерації профспілок працівників малого та середнього підприємництва Україні В. Роя читачам тижневика «Бізнес» (Відеоконференція від 21.03.2011)

Переглянути відеоконференцію ви можете на сайті тижневика "Бизнес"

Олег Вачаев: Добрый день! Сегодня мы проводим видеоконференцию с Вячеславом Роем, членом координационного комитета и членом комитета по вопросам формирования межрегиональных связей Совета предпринимателей при Верховной Раде. Читатели БИЗНЕСа, очевидно, уже смотрели материал, который был опубликован в БИЗНЕСе №12 о роли и задачах Совета, который создан практически в начале этого года. И по поводу нашей видеоконференции пришло очень много вопросов, и мы сразу же начинаем на них отвечать. 

Итак, вопрос первый: "Очень большой вопрос, как работать с 1 апреля единоналожнику-физлицу? Почему так долго вносятся поправки и пожелания работников малого и среднего бизнеса? Будут ли работать с единоналожниками юрлица с 1 апреля? Когда будут сделаны окончательные выводы? Заканчивается квартал — и что дальше?.. Создается впечатление, что все оттягивается специально..." Пожалуйста, вам слово.

Вячеслав Рой: Спасибо за вопрос. Поверьте мне, Совет специально ничего не оттягивает, мы делаем все попытки, чтобы максимально нивелировать введение этой нормы с 1 апреля. В частности, недавно был зарегистрирован законопроект относительно отмены вот этой нормы, которая вводится с 1 апреля, законопроект №8217 относительно того, чтобы исключить норму, т.е. оставить единоналожникам возможность работать с юридическими лицами, это то, что наработал наш Совет. Не говоря уже о том, что сегодня внесен в парламент законопроект о полностью вообще новой редакции Налогового кодекса в контексте взаимоотношений единоналожников, который сейчас ждет практически все предпринимательство Украины, единый альтернативный законопроект, обсужденный самими предпринимателями и разработанный непосредственно предпринимателями. То есть очень бы хотелось, чтобы приняли его к 1 апреля, но как программу-минимум мы ставим хотя бы одну норму, чтобы упрощенцы имели возможность работать с юрлицами и в дальнейшем.

О.В.: Вопрос следующий, тоже касается единоналожников, естественно: "Почему пенсионер, но предприниматель на едином налоге, должен платить все равно в Пенсионный фонд единый социальный взнос? Я уже заработал себе пенсию, верно отработав для Родины на заводе. Мне что будут платить еще одну пенсию, когда мне будет примерно 140 лет? Почему вы не требуете отмены этих законов?"

В.Р.: Хороший вопрос, вот именно Совет предпринимателей при Верховной Раде собрался и один из первых вопросов, который он поднял, был именно вопрос о пенсионерах, инвалидах, которые платят единый социальный взнос, и о том, что это нонсенс, когда человек, уже получая пенсию от государства, еще продолжает платить взносы в Пенсионный фонд. Поэтому мы требуем, плохо это, возможно, получается, значит, будем требовать громче, для этого мы объединяем предпринимателей, профсоюзы, чтобы наш голос был услышан. Поэтому, надеюсь, в ближайшем будущем эта норма будет приведена в нормальные реалистичные формы, и пенсионеры не будут платить взносы в Пенсионный фонд.

О.В.: Ряд вопросов касается взаимодействия Совета предпринимателей при Кабмине. Вот, например, спрашивают у вас, полагая, что Совет предпринимателей при Кабмине является карманной структурой… Но это как бы мысли спрашивающего: "Чем Совет предпринимателей при Верховной Раде в этом отношении отличается от кабминовского? Следует ли ожидать от вашего Совета предпринимателей при Верховной Раде каких-то конкретных результатов, а малому бизнесу — реальной помощи?"

В.Р.: Я бы хотел сказать, что толку будет мало от любой структуры, куда войдут люди, за которыми не стоят реальные структуры, реальные люди. Поэтому группа, которая не имеет общенародной поддержки, обречена на провал. Я не хотел бы дискутировать, какой Совет предпринимателей при Кабинете министров, я не имею честь туда входить. Я знаю, что Совет предпринимателей при Верховной Раде создавался довольно либерально. Туда мог войти любой предприниматель и лидер общественной организации или профсоюза, который предварительно зарегистрируется, который внесет соответствующее предложение и будет готов работать в этом Совете. Поэтому этот Совет создан самими предпринимателями, под задачи, которые определены, связаны в первую очередь с проблемами самих предпринимателей и эти проблемы сами предприниматели определяют, собирают информацию снизу и выносят на-гора. Поэтому хотел бы сказать, что люди должны более активно объединяться в общественные организации и профсоюзы, чтобы иметь возможность быть представлены в тех или иных организациях, чтобы их голос был услышан.

О.В.: Еще один вопрос, касающийся деятельности Совета: "Каковы ближайшие задачи Совета в законодательной работе, в защите предпринимателей, в налаживании связей с региональными предпринимательскими организациями?" Таких вопросов очень много.

В.Р.: Для этого, в принципе, Совет предпринимателей при Верховной Раде и собирался. То есть ближайшие задачи, их много, но я бы назвал такие: первая — новый закон об упрощенной системе налогообложения, который внесен в Верховную Раду; вторая — разработка закона о рынках; дальше очень актуальные вопросы, которые только что были заданы, — единый социальный взнос, т.е. наведение порядка с единым социальным взносом, и уменьшение начислений на фонд оплаты труда. То есть вот три составляющих. Можно дальше перечислять, дальше уже могут быть нюансы. Потому что если пенсионное законодательство реформировать, потому что сегодня то, что предлагалось до последнего времени, оно ни в какие рамки не входило, и более того предприниматели, которые в свое время зарабатывали, уже заработали себе пенсию, довольно приличную, при Советском Союзе и в постсоветское время, будут лишены таковой. Поэтому мы работаем и в этом направлении.

О.В.: К защите предпринимателей, очевидно, это тоже имеет отношение.

В.Р.: Я сказал близлежащие задачи, потому что потом закон о дерегуляции, потому что сегодня фактически даже нет органа, который регулирует взаимоотношения предпринимателей и государства. И вот наша миссия и попытки сделать то, чтобы наш голос был услышан… Мы объединились в Совет, чтобы наладить взаимоотношения и взять на себя, возможно, тот функционал между проблемами, которые надо решать снизу, и задачами, которые стоят сегодня перед государством. Вот наши функции.

О.В.: Большой вопрос о региональных связях с региональными предпринимательскими организациями. Тут, кстати, много вопросов на этот счет, потому что в свое время создавалось огромное количество у нас, так сказать на местах, региональных организаций, цеховых. Не всегда они между собой взаимодействовали. Какова роль Совета по налаживанию этих контактов, связей, чтобы был единый фронт работы? 

В.Р.: Во-первых, если так вот посмотреть, на самом деле Совет, то, что мы видим, — это только верхушка айсберга. Те люди, которые Совет предпринимателей создали… он создан снизу. И на сегодняшний день именно региональные отделения этого Совета существуют практически во всех регионах нашей страны. Где люди самостоятельно объединяются, зная друг друга, зная потенциал, объединяются в региональные советы предпринимателей, миссия которых собрать проблематику того или иного региона, чтобы ее в дальнейшем донести до нас наверх. Поэтому если люди хотят работать, хотят принести пользу предпринимательскому движению, они просто должны или зарегистрироваться на сайте Совета предпринимателей, или найти просто ближайшие телефоны активистов по региону, наладить контакт и просто начинать работу.

О.В.: То есть, никаких препятствий нет для вступления, (тоже задается вопрос), в Совет?

В.Р.: На сегодняшний день чем этот Совет интересен и, наверное, уникален, это тем, что препятствий ко вступлению в Совет предпринимателей сегодня нет, никаких ограничений. Любой желающий, просто предприниматель или еще лучше — лидер общественной организации предпринимателей, он может прийти и стать членом этого Совета. Никаких ограничений нет. Приходи, работай, предлагай, аргументируй, отстаивай свою позицию, и если она будет приемлема и принята именно такими же рядовыми членами Совета… Я, как и все, являюсь рядовым членом Совета. То есть несмотря на то, что я здесь, т.е. я просто принимаю активное участие в работе этого Совета… И надеюсь, что любой желающий будет иметь такую возможность, было бы желание.

О.В.: Понятно. Вопрос, так сказать, больше, конечно, о законодательной работе, коль скоро Совет у нас при парламенте: "Сейчас в парламенте законы принимаются большинством, исходя не из полезности их для бизнеса (это мнение задающего вопрос…), а из сигналов — голосовать или нет, подаваемых там одним народным депутатом, известным. Как же созданный Совет будет проталкивать через депутатов законопроекты, если все решает, собственно говоря, как у нас называют, флажковый, который подает сигнал?"

В.Р.: Протолкнуть необходимые законопроекты на сегодняшний день, которые нужно предпринимателям, можно только при одном условии: когда объединимся. Налоговый майдан четко показал, что мы способны объединяться и отстаивать свои интересы. И тогда власти, тот депутат, который является, кстати, членом Комитета регуляторной политики, и тогда он тоже дрогнул, я надеюсь, что он будет прислушиваться с каждым разом все больше и больше, чтобы не допустить, как минимум, не допустить массовых акций протеста, как это было на Налоговом майдане, чтобы мы могли эффективно работать. Потому что на сегодняшний день Совет настроен работать конструктивно, Совет настроен работать эволюционными методами, без всяких революций, чтобы защитить интересы предпринимателей, потому что только в диалоге возможно достижение тех или иных успехов. Если же мы пойдем на конфронтацию, будем иметь еще один очередной Майдан. Пока мы делаем все возможные для нас попытки для того, чтобы выровнять ситуацию и достучатся до власти, чтобы она нас услышала.

О.В.: Какой-то конкретный пример есть уже, так сказать, работы с депутатами, с комитетами по продвижению какого-то законопроекта? Тоже спрашивают.

В.Р.: Конкретный законопроект, который на сегодняшний день… Вы имеете в виду, принятие уже на сегодняшний день?

О.В.: В любом случае, взаимодействие, которое привело к какому-то результату, не обязательно принятие.

В.Р.: К сожалению, вы понимаете, мы работаем всего три месяца. Сразу надо сказать, что тот законопроект, о котором я сейчас хочу сказать, об упрощенной системе налогообложения, он очень долго разрабатывался именно потому, что обсуждался очень долго в регионах. Именно самими предпринимателями. И для того чтобы вынести на-гора, надо было очень долго, скажем, все нюансы обсудить, проанализировать ту или иную ситуации, позитивный момент не только для бизнеса, но и для страны, для бюджета страны. Поэтому пока, наверное, это наша первая ласточка, я очень надеюсь, что она будет успешна, удачна, потому что от этого нового законопроекта, альтернативного как мы его называем, всенародно разработанного законопроекта об упрощенной системе налогообложения выиграют все. И малый, и средний бизнес, и государство, потому что, по самым даже минимальным прогнозам, мы планируем в результате положительного принятия решения появление около полумиллиона рабочих мест. 

То есть это серьезная заявка, учитывая то, что у нас уже более 200 тысяч только с начала года сдали свои свидетельства и, по прогнозам, основная масса будет, так скажем, сдавать эти свидетельства в марте-апреле. То есть мы понимаем, что уже потеряли с принятием Налогового кодекса более миллиона рабочих мест. Поэтому это наша первая ласточка, мы хотим, чтобы любой законопроект, который мы предлагаем, он был бы народный, он был бы всенародно обсужден. И тогда это будет закон, который захочется выполнять, который захочется реализовывать, и не будет у людей, самих предпринимателей желания уходить в тень, они будут хотеть работать, будут развиваться. Просто надо дать им возможность. Поэтому очень надеемся на нашу первую ласточку.

О.В.: Понятно. Далее комплекс вопросов касается проверок, вмешательства контролирующих органов. Мы знаем, что в структуре Совета создан специальный комитет по этому поводу. Вот вопрос, например, такой, я потом его еще немножко поясню: "Страдаем от не всегда обоснованных проверок контролирующих органов (налоговая, СЭС и др.). Где искать правду? Может ли Совет помочь отбиться от проверок? Если да, то куда обращаться. Кто-то может помочь непосредственно на местах?" Я, так сказать, продолжу вопрос. Дело в том, что с начала года у нас на почту БИЗНЕСа приходит очень много сообщений и звонков, где в той или иной мере рассказывается о так сказать конфликтах с контролирующими органами. В былые времена мы каким-то образом, ну, кроме того, что писали об этом, выходили на прежнее Госкомпредринимательства, кое-какие вопросы, так сказать, они обобщали, что-то делали. Сейчас этой связи нет, т.е. предприниматели действительно ищут куда им обратиться, куда пожаловаться, чтобы хоть как-то организовать защиту. Тем более что, как мы писали в БИЗНЕСе, созданы некоторые структуры на местах, которые могут с помощью привлеченных юристов, активистов каким-то образом противодействовать незаконным проверкам. Вот, пожалуйста, какие у вас мысли на этот счет?

В.Р.: Вопрос очень актуальный, и я уже говорил, что самое важное в подобных вопросах, пожелания всем тем, кого притесняют, на кого происходят всевозможные наезды, там решение вопроса только одно — объединение. Только объединение позволит защитить и отстоять свои законные права и интересы. Объединение в общественные организации, в профсоюзы… И задача нашего Совета предпринимателей — объединить всех предпринимателей, на всех рынках, в каждом регионе, на каждом рынке, потому что "гуртом и батька легше бити". Практика нашей профсоюзной организации четко показывает, что предприниматели, объединенные в профсоюзные организации, могут позволить себе содержать квалифицированных юристов, когда приходит псевдопроверяющий или просто проверяющий с желанием что-то отхватить или с какими-то претензиями на то, чтобы… 

Чаще всего это какие-то коррупционные действия происходят, т.е. какие-то незапланированные. То есть в один прекрасный момент только он появляется, как через 2-3 минуты на рынке появляются активисты профсоюза плюс юрист, (если уже довольно крупная организация), которые объясняют этому проверяющему, контролирующему неправомерность его действий. Естественно, человек, который, вот если у него были эти "задумы", а чаще всего это происходят такие моменты, что без всякого согласования, надо что-то — он пошел на рынок, прикрылся корочкой, и на этом все закончилось. Так вот, естественно, в такой ситуации, когда объединенная масса людей приходит защищать конкретного предпринимателя, у него уже отпадает желание проводить любые проверки, и практика это показывает. На прошлой неделе в Чернигове, например, одного такого проверяющего предприниматели закрыли прямо в контейнере, вызвали милицию и дождались приезда милиции. Дальше уже мы не знаем, какая судьба вот этого проверяющего, но факт оказался фактом, что он оказался на рынке совершенно случайно, скажем так …

О.В.: Без направления на проверку пришел, на испуг брал.

В.Р.: Без направления на проверку… То есть практика такая есть, и только объединенными усилиями мы сможем решать эти вопросы, чтобы отстоять свои законные права и интересы. При Совете предпринимателей создан комитет, мы собираем эту информацию, мы ее обрабатываем, мы распространяем, допустим, уже положительную, есть и отрицательная какая-то, информацию по защите предпринимателя, по всем нашим членам Совета, их больше двухсот, чтобы они несли эту информацию в массы, чтобы в дальнейшем успешно себя защищать. Могу сказать, что по линии членов Совета, там, где нам удалось выстроить очень четкий алгоритм, проверки по структурам, которые действуют по нашим рекомендациям, не могу сказать, что прекратились, но значительно уменьшились. Поэтому я призываю всех предпринимателей на рынках, в регионе: объединяйтесь, чтобы вы могли спокойно защищать свои законные права и интересы.

О.В.: Продолжение вопроса: "Кроме обобщения положительного, отрицательного, Совет имеет какие-то полномочия, так сказать, обращается, например, через депутатов, с депутатскими обращениями в прокуратуру, по особо таким, так сказать, беспредельным случаям?" Об этом тоже спрашивают предприниматели.

В.Р.: К сожалению, пока положение о Совете предпринимателей не подписано председателем Верховной Рады, и мы действуем, ну, скажем, своими законными, возможными путями. Буквально последний Совет предпринимателей посвящен был защите активистов Налогового майдана…

О.В.: Да, об этом тоже есть вопрос.

В.Р.: Потому что мы знаем, что сейчас ведется следствие, несколько человек подвергаются задержанию, даже там арестам, ведется судебное разбирательство. Естественно, что может Совет предпринимателей, это мы обращаемся к средствам массовой информации, обращаемся… вот, завтра мы планируем к Президенту…

О.В.: Я смотрю, у вас текст даже есть.

В.Р.: Да. Мы сейчас разрабатываем, чтобы напомнить Виктору Федоровичу о том, что когда он был на Майдане, он давал обещания, что активисты Налогового майдана не будут подвержены никаким репрессиям. Очень хотелось бы, чтобы он выполнил свои обещания, поэтому завтра мы ему это напомним. И хотели бы, чтобы те дела, которые были возбуждены, они, конечно же, были прекращены. Самый интересный факт, что к организаторам Налогового майдана, на организаторов уголовное дело не возбуждено.

О.В.: По факту, очевидно?

В.Р.: Получается, что возбуждены дела, а чаще всего по какому то странному стечению обстоятельств, ну, например, на одного из активистов, он появился на Майдане 28-го числа, а ему инкриминируют, что 25-го он забивал колышки в гранит. И таких вот фактов довольно много, по каждому из случаев. Поэтому мы хотели бы, конечно, чтобы на это власть обратила внимание, и мы готовы отстаивать интересы тех людей, которые стояли с нами на Майдане, которые нас поддерживали, и показать свою солидарность. Поэтому вот то, что мы делаем, что можем на сегодняшний день.

О.В.: И еще уточним, куда можно обращаться людям, к вам на сайт, куда, когда возникает такая ситуация, или где-то в регионе уже?

В.Р.: Вся информация есть на сайте rpvr.org.ua (Рада предпринимателей Верховной Рады), там можно получить любую информацию, оставить свои пожелания, зарегистрироваться. Насколько я знаю, у нас, по-моему, Закарпатье не закрыто, т.е. у нас в Закарпатье нет структуры, не охвачено. Мы всегда открыты, мы с удовольствием будем приветствовать любых инициативных лидеров, чтобы вместе решать вопросы. Поэтому вся информация на сайте. Если даже какой-то информации нет, т.е. можно сделать запрос и в довольно оперативной форме будут предоставлены координаты, контакты тех людей, которые работают в регионе. Уже где-то сформировались эти региональные рады предпринимателей, а где-то еще нет. Я знаю, что Чернигов есть, Хмельницкий есть, где-то еще есть… Но это еще ничего не значит, любой предприниматель может присоединиться, любой предприниматель может принять участие в этом процессе.

О.В.: Я со своей стороны хочу сказать, пусть обращаются на нашу "горячую линию" БИЗНЕСа, мы обязательно скоординируемся с Советом. Мы время от времени обмениваемся информацией по этим беспредельным случаям. Вопросы о законодательной работе: "Когда, по вашим сведениям, планируется принятие во втором чтении Жилищного кодекса, а также нового КЗоТ? И какие реальные действия планируются вашим Советом и лично вами в этом вопросе?"

В.Р.: Если так, навскидку, могу сказать, что когда конкретно планируется принятие, мне, например, неизвестно. Мне известно лишь то, что готовность голосования за Жилищный кодекс и за Трудовой кодекс у парламента есть. Поэтому в любой момент парламент может проголосовать за эти законопроекты. Естественно, сейчас вроде бы эти законопроекты, чтобы не раздражать социальное напряжение, снять какое-то социальное напряжение в обществе, отозвали. Но мы следим, мы контролируем процесс, во всяком случае, мы делаем все для того, чтобы эти законопроекты не стали законами. Как только появится возможность, желание у парламента принять эти законопроекты, мы однозначно будем выступать против, мы однозначно будем подключаться. Потому что на сегодняшний, к сожалению, профсоюзы, независимые профсоюзы, наша федерация, не были в достаточной мере привлечены к разработке этих законопроектов. И поэтому нормы, которые там заложены, никак нельзя принимать, и мы очень надеемся, что они не будут никогда приняты.

О.В.: Вопрос такой радикальный, опять же касается 1 апреля, возвращаемся: "Готов ли Совет с 1 апреля вывести людей на Майдан в связи со вступлением в силу дискриминационных разделов Налогового кодекса, которые вынуждают предпринимателей закрываться или уходить в тень? Пенсионеров вывести по причине реформы в пенсионной системе, студентов — из-за реформы сферы образования? И вообще всех остальных? Каково ваше мнение по поводу протестных акций? И вообще какова в этом вопросе линия Совета, политика Совета?"

В.Р.: Предприниматели — не малые дети, чтобы их за ручку выводить на Майдан. Если они будут готовы, они однозначно примут такое решение и обратятся к своим лидерам, чтобы они организовали этот процесс. И я могу сказать, что 1 апреля, да, вроде бы дата очень близкая, вроде бы с 1 апреля у нас начинается совсем другая жизнь, и по налоговому законодательству в том числе. Но протестные акции… Мы не сторонники протестных акций.

Да, если нас вынудят, то мы выйдем на Майдан, выведем людей. Но политика, которую мы исповедуем, — это политика привлечения внимания, политика информирования населения. В частности, сегодня происходит очень большое мероприятие — инициирование ассамблеи малого и среднего бизнеса Украины. Это автопробег под лозунгом "Не дамо Україну олігархам". Одновременно восточная и западная – две колонны, выезжают автомобильным пробегом по всей Украине, чтобы 25-го числа на Европейской площади соединиться, чтобы показать, что предпринимательское движение живо. 

Чтобы собрать информацию предпринимателей, как они живут, понять, что происходит, нужно ли выводить людей и когда их нужно выводить, чтобы привлечь внимание к тем проблемам, которые наш Совет предпринимателей уже четко определил. В частности, это и новый закон об упрощенной системе налогообложения, это и, естественно, обратить внимание на те репрессии против активистов Майдана, с которыми никак нельзя согласиться. Вот поэтому, если люди готовы, если они считают, что 1-го числа уже то время Х, то они, как минимум, 25-го могут прийти на митинг и поддержать, встретить этот автопробег. Во всяком случае, наша Федерация профсоюзов планирует активно присоединиться к этому процессу. 

Потому что там поднимаются вопросы и Трудового кодекса, и Жилищного кодекса, и пенсионной реформы. Это те проблемы, которые сегодня стоят перед украинским обществом. Поэтому если есть желание, т.е. пожалуйста, мы всегда будем готовы, чтобы любой гражданин присоединился. Потому что этот автопробег идет с Луганска, Запорожья, Днепропетровска, Полтавы, Чернигова, Львова, Луцка, Хмельницкого, Винницы, Умани. В Киеве на Европейской площади соединятся. Пожалуйста, мы проводим такие акции, чтобы власть обратила внимание, что мы настроены конструктивно. Более того, мы реально предлагаем пути выхода и решения этих проблем, а не просто говорим, давайте, выходите на Майдан. Предлагаем, даем возможность, чтобы власть отреагировала, посмотрим, как они отреагируют, надо дать им шанс такой.

О.В.: Немножко неприятный, но личный вопрос, прочитали пользователи вашу биографию, которую мы разместили. Понятно, она небольшая. Вот такой вопрос: "Из вашей биографии следует, что вы, как это в кино говорилось, продвигались по профсоюзной линии, ни дня не работали ни в бизнесе, ни в реальном секторе экономики. Как же вам тогда понять реальные проблемы украинского бизнеса?" Что вы скажете на это счет?

В.Р.: Вы четко сказали, что там сокращенный вариант моей биографии. Я имею опыт предпринимательской деятельности более десяти лет. Мне приходилось совмещать работу в профсоюзе с предпринимательской деятельностью, только после избрания меня председателем Федерации профсоюзов малого и среднего предпринимательства, я полностью перешел на общественную работу. Поэтому опыт предпринимательской деятельности есть. Могу сказать, что он довольно успешный, и я не только теоретик, но я еще и практик …

О.В.: Это хорошо, когда дело знаешь изнутри, одним словом. Следующий вопрос касается, много вопросов, связи с бывшим Госкомпредпринимательством, которое у нас превратилось в департамент министерства. Какие-то контакты существуют сейчас с этой структурой, которая в непонятном состоянии находится? Есть ли какие-то конкретные примеры сотрудничества по подготовке каких-то проектов законов, что-то есть? Контактируете вы, грубо говоря, или нет?

В.Р.: На сегодняшний день, к сожалению… Вы хорошо сказали, что где-то там есть этот департамент… На сегодняшний день никаких контактов, к сожалению, никаких возможностей диалогов у нас нет. Потому что ни нас не приглашают, может, потому, что мы были еще в таком, зачаточном состоянии, мы немножко проходили больше, теоретические какие-то моменты… Но сейчас, я думаю, когда законопроекты уже зарегистрированы, когда есть реальная работа более двухсот организаций, я думаю, что мы готовы, во всяком случае, садиться и отстаивать свои позиции.

О.В.: Ну а с той стороны инициатива была? Вас кто-то приглашал?

В.Р.: К сожалению, насколько я понимаю, они назначили себе уже партнеров, с которыми им удобно вести диалог.

О.В.: Ну, тоже вариант.

В.Р.: То есть это удобно, у нас все намного проще. Мы ждем, что когда захотят пообщаться с представителями народа.

О.В.: А вы, в свою очередь, пытались? Там время от времени появляется что-то, может быть, не на уровне решений, а на уровне каких-то идей.

В.Р.: Ну вы знаете, пока возглавляет этот департамент известный человек, т.е. г-н Бродский, о каких-либо изменениях… которого, кстати, требовал Налоговый майдан снять, который оценку дал этому бизнесмену, этому чиновнику Поэтому вести диалог с таким чиновником, который не понимает, по моему мнению, проблемы малого и среднего бизнеса, который пытается уничтожить этот бизнес, мне кажется, что на сегодняшний день это практически невозможно. Хотя я не исключаю, что диалог вполне возможен, если будет с их стороны желание пойти на переговоры.

О.В.: Понятно, желание, конечно, все равно. Еще у нас клубок проблем малого бизнеса в Киеве, это и транспорт, и малые архитектурные формы, и в последнее время внешняя реклама. Скажите, какой-то контакт на уровне нового руководства горгосадминистрации существует? Как-то вы влияете на эти проблемы, которые сейчас возникают? Вот возникла проблема с внешней рекламой большая, повышается арендная плата на землю, демонтаж большой идет металлоконструкций.

В.Р.: Я могу сказать, что для этого у нас есть региональный совет на городском уровне совета предпринимателей, насколько я знаю. То есть контакт с новым руководством горгосадминистрации налажен, правда, насколько мне известно, пока я не знаю на счет МАФов. Но вот я знаю наш профсоюз поднимал вопросы о наведении порядков на рынке г. Киева, наша членская организация, мы подняли вопрос о том, что надо навести порядок с ценообразованием на каждом рынке. Голос нашего городского профсоюза был услышан и была создана комиссия, где было… во всяком случае, в порядке диалога обсуждался этот вопрос, и я думаю, что как минимум с ценам на места, с ценами на рынках по стоимости места будет вопрос налажен. 
Относительно МАФов я не готов сейчас говорить, потому что надо наводить порядок, понятно. Но, на сколько я знаю, есть ассоциация, она даже, по-моему, является членской организацией совета. Поэтому центральный вопрос, всеукраинский, еще не поднимался, значит, наверно, пока еще не сильно наболело. Мы готовы во всяком случае.

О.В.: Еще один интересный вопрос касается саморегуляции рынков. У нас есть, по крайней мере, была создана при бывшем Госкомпредпринимательстве рабочая группа, которая разработала законопроект. И его хотели, мы об этом тоже в БИЗНЕСе писали, обкатать на рынке такси. Скажите, пожалуйста, вы, собственно говоря, с этой группой рабочей какой-то контакт имеете? И вообще, ваше мнение о саморегуляции рынков: ее сейчас стоит начинать, пока такое непонятное состояние у нас и в законодательной, и в экономической ситуации? Вообще, занимается Совет этой проблемой?

В.Р.: Ну председатель Профсоюза таксистов Украины Василий Попик входит в Совет, это его тема, он работает, и я не хочу входить в его огород. Он специалист, и мы, естественно, работаем в этом направлении и, естественно, ищем контакты… Понимаете, каждый должен заниматься своим. Столько в предпринимательстве проблем, столько направлений, что один человек не может, так скажем, объять необъятное. Я, например, не претендую на лидерство в предпринимательском движении, потому что я представляю интересы наемных работников этого движения и самозанятое население. Немножко акценты, блок, за который отвечаю я, смещен в сторону единого социального взноса, единого пенсионного взноса. А саморегуляцию надо оставить специалистов, которые и ориентируются лучше, и могут более качественно решать вопросы…

О.В.: Ну вообще контакты у Совета есть с этой рабочей группой? Потому что к нам сейчас идут, честно говоря, письма, уже сообщают о первых примерах, что там какие-то объединившиеся торговцы пообещали местной власти, что будут работать честно, что будут следить за рынком, так сказать, нелегалов изгонять и т.п.

В.Р.: Вы знаете, я приветствую такие заявления, но они что-то больше на сегодняшний день попахивают популистскими. На сегодняшний день, есть люди, реально объединенные в какую-то организацию, то они могут делать подобные заявления. Чаще всего подобные заявления делаются голословно, чтобы выдать в эфир, а потом сказать, вот видите, предприниматели обещали, а на самом деле ничего не выполняют. Поэтому для того чтобы такого не было, я считаю, что только объединения, только структуризация позволит отвечать бизнесу перед властью за свои действия. Только таким методом можно будет отстоять свои права и дальше уже идти на диалог с властью по вопросам регуляции, дерегуляции в разных отраслях. Потому что, конечно, вопросы есть, и их надо обсуждать.

О.В.: Вот такой вопрос, может быть, прямо вас не касающийся, но тем не менее и мы тоже получаем подобные на БИЗНЕС-консультации, которые у нас на сайте находятся. Много вопросов относительно организации бизнеса, ну, например, один написал наш пользователь: "Имея 10 соток земли, каким делом можно заняться?" Понятно, что мы не можем дать ответ на этот вопрос, но тем не менее Совет планирует обучающие какие-то, ну я не знаю, программы для предпринимателей или это вообще не относится к компетенции Совета? У нас была тема бизнес-инкубаторов. Судя по вопросам, которые рассматривают наши юридические разделы, очень многие предприниматели, ну буквально даже не говорю об организации, просто о просвещении. Многие предприниматели даже толком еще, к сожалению, не понимают, так сказать, как оно будет завтра, как оно происходит сейчас. Был вопрос такой: сколько сейчас платить, например, с учетом новаций единый налог… Просветительские вопросы…

В.Р.: Понимаете, вопросы, которые тут задаются, конечно, они ждут от Совета, что где-то вот собрались люди, которые в один прекрасный момент решат все их проблемы: научат вести бизнес, защитят от наездов всевозможных контролирующих органов. Я хотел бы информировать всех относительно того, что мы, Совет предпринимателей при Верховной Раде, это площадка, которая объединила предпринимателей для защиты их интересов. Вот это вот главная миссия Совета. А защищать как? Защищать — вырабатывать единую стратегию, т.е. законопроект, законодательный акт. Может быть, конечно, обучение является составной частью этой программы, но у нас еще просто физически не дошли руки. Вот мы 3,5 месяца обсуждали вот этот законопроект об упрощенной системе налогообложения. 

Я вам скажу, он давался очень непросто, потому что в малом и среднем бизнесе много отраслей, много направлений, у таксистов одни задачи, у базарников — другие, у производственников — третьи, а все это малый и средний бизнес. И надо было это все скомпоновать, посадить за один стол и попытаться учесть их интересы. Я могу сказать, это было очень непросто. И, естественно, есть, возможно, какие-то люди, которые недовольны этим законопроектом. Но если говорить, вот так, положа руку на сердце, — это закон максимально простой, максимально комфортный, каждый из предпринимателей может увидеть себя вот в этом законопроекте. Если он базарник — вот его там категория, потому что закон там на пять категорий. Если ты таксист — вот твоя ниша, если ты производственник — вот твоя ниша. Настолько он простой в восприятии, настолько он прост в реализации, и, как по мне, мы не услышали слова "нет", что вот представители, там бухгалтера, аудиторы, их даже вывели, потому что сегодня правительство обвиняет в том, что упрощенная система — это исключительно минимизаторы, это исключительно те люди, которые уходят от налогов.

Посмотрите законопроект, там четко, даже, может быть, если так взять, там налогов платится намного больше, чем в крупном бизнесе, если в процентном соотношении посмотреть. Поэтому, если бы еще убрали коррупцию, коррупция — главный элемент давления на бизнес, то, как по мне, было бы вообще все идеально. Поэтому надо начинать не с малого бизнеса, а с изменения системы вообще бизнес-окружения, тех законов, которые определяют, скажем, общие правила игры, и, конечно, никто не говорит, что реформы не нужны, конечно, реформы нужны, реформы надо проводить. 

Но нельзя вырывать из контекста: давайте этих удовлетворим, а тех загоним в тень. И уже последствия Налогового кодекса очень четко видны. Я еще раз хочу сказать: 230 тыс. с начала этого года уже ушли, сдали свои свидетельства, до конца квартала, как минимум, по разным оценкам, 150-200 тыс. еще сдадут, потому что как раз вот сейчас сдаются в марте основные свидетельства. С учетом того, что у каждого из этих предпринимателей 1-2 наемных работника… Чего мы добились, мы добились того, что люди закрываются или уходят в тень, не только в тень, они создают безработицу, у нас масса количество безработных, только официальная статистика в феврале по безработице 5,3%. Понимаете, что показывает неофициальная? По оценкам Международной организации труда, более 10%. Это одна часть, а вторая четко говорит, что мы здесь не хотим работать, мы поедем в за рубеж, мы поедем в ту же Россию, мы поедем в Беларусь. Кто от этого выиграл, мне тяжело сказать, поэтому я очень надеюсь, что этот законопроект в ближайшем будущем будет принят, мы найдем возможность. 

Как минимум, до конца года создаст если не миллион, то хоть минимум полмиллиона рабочих мест, которые, простая арифметика, останутся в Украине и будут платить налоги. Поэтому я очень хотел бы, чтобы депутаты проголосовали за него и поняли, что это народный закон, который народ готов выполнять.

О.В.: Ну опять же возвращаясь, вот есть пессимистическое настроение: "Я в апреле просто закроюсь как предприниматель и поеду на заработки в Москву. Налогов платить не собираюсь. Мы переплатили по единому налогу на 114 грн. больше за каждый месяц. Вы что с ума сошли, не пора ли предпринимателям…" Не будем озвучивать, что делать. Вот что им сказать, людям этим? Пусть не едут, пусть ждут или что?

В.Р.: Нет, ну куда ехать. Когда вот я читаю в интернете, вот, давайте, поедем, приглашайте нас. Я скажу, что когда это решение принял человек, за которым стоит 1000 людей, и таких будет несколько, я не знаю, сотен человек, тогда я пойму, что потребность, ситуация созрела, и народ готов реально выйти. А если кто-то один сказал, выводите нас, и потом будет 200-300 человек, это, конечно, совершенно несерьезно. Сегодня очень модно предпринимательское движение, многие политики хотят использовать это в своих целях. Я всегда говорю, конечно, есть политика, а есть политиканство.

О.В.: Абсолютно верно.

В.Р.: Вы понимаете, когда огромное количество людей, предпринимателей, это сотни тысяч предпринимателей, члены их семей и, например, их наемные работники начинают спорить с властью, то, конечно, это политика. Когда определенные политические силы пытаются использовать это в своих каких-то целях для достижения своих политических дивидендов, я всегда против подобных движений. Потому что предприниматели на сегодняшний день объединены одной целью — это экономические требования. 

Например, ни для кого не новость, что, например, Восток и Запад на Майдане стояли как один. Несмотря на то, что одни считали Степана Бендеру героем, а вторые — антигероем. Поэтому именно в этом сила предпринимательского движения, что мы за свои экономические права выступаем, за то, чтобы отстоять свой бизнес, защитить свои семьи, дать работу работникам, своим наемным работникам, и ни в коем случае не допустить каких-то политических составляющих. Поэтому уверен, что когда придет время, если все, скажем, рычаги будут уже использованы, у нас не будет возможности аргументировано отстаивать свои позиции в кабинетах, то мы так и скажем народу, и пусть народ сам принимает решение, когда выходить, куда выходить. 

Хотя в регионах ситуация очень тяжелая, народ накален, и он действительно ждет, но надо дать все возможные аргументы власти, все дать возможные алгоритмы, чтобы потом не сказали: а почему вы нам не сказали, что есть вот такой вот путь? Поэтому мы идем двумя путями — информирование, разработка новых законодательных актов. А вы знаете, пригласить, вызвать на Майдан лидеры найдутся, понимаете, лидеров достаточно, если реально за ними стоят люди, то они послушают тех людей, которые за ними стоят. Я не хотел бы, чтобы это было каким-то "пшиком", очень хотел бы, чтобы голос реальных людей был услышан.

О.В.: Понятно. Ну тут есть такие уже конкретные вопросы, вот, например… Ну мы уже говорили, как Совет собирается работать с народными депутатами по продвижению законопроектов, но к этому есть такой вопрос: "Есть ли у Совета лобби в лице парламентариев и каких-то комитетов парламентских?" 

В.Р.: Я могу сказать, что в работе Совета принимали участие два народных депутата.

О.В.: Назовите их.

В.Р.: Да, я назову — это Ксения Ляпина и Наталия Королевская.

О.В.: Ну да, председатель комитета и заместитель.

В.Р.: Это те люди, которые прислушиваются к нашей позиции, прислушиваются, хотят услышать, для того чтобы лучше понять, и очень надеемся на это. И они нам, чем могут, находясь в меньшинстве, максимально помогают. Но говорить о том, что у нас есть какое-то лобби, ну на сегодняшний день еще рано.

О.В.: Вообще полезно иметь лобби, ну в хорошем смысле?

В.Р.: Конечно. Во всех странах, во всем мире всегда есть лоббисты, которые отстаивают интересы тех или иных групп. Одной из инициатив Совета, кстати, я не сказал, есть закон о лоббизме. Сейчас начали собирать информацию, собирать аналитическую информацию, как подобные законы действуют за рубежом, чтобы обобщить опыт и потом его уже в Украине применять. Потому что на сегодняшний день мы четко знаем, что большое количество сидит депутатов в парламенте, которые на работу не ходят, а надо ли им ходить вообще на работу, если они могут спокойно заниматься бизнесом, а будут сидеть люди, которые отстаивают их интересы. То есть дискуссионный вопрос, мы изучаем пока ситуацию, и тут не надо бояться этого слова "лобби".

О.В.: Вот просто о чем речь, почему я спросил об этом, предприниматель нам сообщает, что недавно, например, в первом чтении был принят законопроект, согласно которому из-под действия нашего контрольного закона, который регулирует надзор государственный, пытаются исключить уже органы СЭС, например. 

Понятно, что данный законопроект он подготовлен, ну, фамилию депутата я не вспомню сейчас, это бывший замминистра по здравоохранению. Ясно, что в свою очередь министерство и ведомство использует свое лобби для продвижения таких законопроектов. Естественно, предпринимателям, которым чрезмерные проверки СЭС поднадоели, им хочется иметь и свое, которое скажет, что нужно, свое лобби, своих активистов, чтобы противостоять таким вопросам. Возвращаемся опять же к работе с депутатами. Вот, например, вопрос: "Имеет ли возможность Совет путем организации депутатских запросов помочь конкретным предпринимателям? Можно ли обращаться с такой просьбой в Совет?"

В.Р.: Пусть обращаются, будем решать, т.е. будем просить народных депутатов. Вы понимаете, надо четко представлять, в чем суть проблемы. Я вам скажу из последнего: буквально на днях обратился предприниматель с запросом: "Меня выселяют из квартиры, помогите, пожалуйста, защитите меня". Когда начинаем разбираться, достаточно удалось оперативно разобраться в сложившейся ситуации, выясняется, что он набрал кредиты, неэффективно распорядился и, естественно, стал банкротом. Вот скажите, в такой ситуации как должен действовать Совет предпринимателей? Мы посочувствовали, начали выяснять ситуацию, может, кто-то может помочь, поддержать. Люди, которые занимаются предпринимательством, это рисковые люди, т.е. это риск.

О.В.: На свой страх и риск.

В.Р.: На свой страх и риск. Поэтому, естественно, ситуация такая неоднозначная, конечно, будем разбираться. А в другом случае уникальная ситуация, один взял кредит — обанкротился, тут же нашелся предприниматель, который готов был заложить, своим имуществом рисковать, потому что они были уже объединены в общественную организацию, это на Западной Украине, в Стрыю, кстати, ситуация. И нужно было решить вопрос о том, чтобы банк пошел на уступки, взял к зачету залог второго предпринимателя. Конечно, я знаю, что был звонок в банк, чтобы учли возможность дополнительного залога, чтобы к человеку подошли просто по упрощенной системе, чтобы его не выселяли. Вот в таких вот методах это можно использовать. А когда вот совсем: помогите, я обанкротился…

О.В.: Ну, это больше вопрос к суду, потому что вопросы о взыскании имущества, понятно, идут через суд. К нам, кстати, наверное, один и тот же товарищ обращался, спрашивал. Так, ну такой вот вопрос, мы его повторяем опять. Наверно, он уже будет последним, потому что время поджимает. "В Украине создавалось превеликое множество общественных организаций, объединений, которые брались много за что, но потом тихо умирали. Чем в этом плане Совет отличается от своих собратьев? Не ждет ли его такая же судьба?"

В.Р.: Хороший вопрос. Действительно, история общественного движения, не только Украины, но и многих постсоветских стран, говорит о том, что очень часто организации создаются под какой-то проект, под какого-то лидера. Я с уверенностью могу сказать, что площадка под название "Совет предпринимателей при Верховной Раде" — это одно из самых либеральных, может быть, самое либеральное объединение из объединений в нашей стране. Оно будет существовать столько, сколько будет потребность в подобном органе для предпринимателей. Столько, сколько будет возможным, у нее будет возможность решать те или иные задачи. 

Может быть, произойдет ситуация такая, что на каком-то этапе этот Совет станет неэффективным, и он будет распущен. Возможно, он трансформируется в более широкое какое-то там движение. Поэтому на сегодняшний день любые процессы, связанные с построением гражданского общества, напрямую зависит от тех организаций, от тех лидеров, которые идут, ну, скажем, работают в этом обществе.

Как по мне, пока у людей единые цели, а в Совете предпринимателей у них цель одна — защитить малый и средний бизнес, сохранять рабочие места, то, конечно, эта площадка имеет право на существование. Я очень надеюсь на то, что с каждым днем она будет расширять свои возможности и сделаем все для того, чтобы она была настолько объективна в своей работе, настолько объективна и, скажем, держала руку на пульсе проблем предпринимательского движения, социальных вопросов, чтобы она была актуальна и в дальнейшем. Поэтому все зависит от нас и, естественно, от власти. Очень надеемся, что она услышит, а мы готовы предлагать пути выхода из сложившихся кризисных моментов. Поэтому мы сегодня вот чем и сильны, что сюда может прийти любой, сюда легко записаться, в любой момент можешь выйти. Он не создается ни под лидера, ни под какую-то структуру… Предпринимательское движение вообще создается не для того, чтобы их лидеры становились депутатами или министрами.

О.В.: Такой вопрос тоже, кстати, был.

В.Р.: Да. Предпринимателям нужны нормальные условия ведения их бизнеса и наемным работникам нужен просто приличный заработок. И если они этого добьются от действующей власти, то, поверьте, предприниматели никогда не будут голосовать против нее. Вот, наверное, это и главный как бы месседж, который резюмирует все эти моменты.

О.В.: Спасибо. У нас остается совсем немножко времени, я бы попросил еще раз предпринимателей, которые читают нашу газету и заходят на наш сайт, больше нам сообщать информации о происходящих в регионе. И не только о случаях так сказать конфликтов с контролирующими, правоохранительными органами, но и о каких-то принимаемых решениях местной властью, может, о взаимодействии. Мы будем информировать Совет, поскольку он у нас сейчас организация, которая эти вопросы отслеживает, и будем писать. Так что я думаю, что у нас это не последняя встреча и, возможно, будут более конкретные вопросы, и мы спустя какое-то время опять повторим эту встречу, возможно, проведем даже "горячую линию" телефонную, чтобы уже непосредственно отвечать на вопросы как пользователей сайта, так и позвонивших. Так что всем спасибо.

В.Р.: Спасибо БИЗНЕСу за то, что уделил внимание, спасибо, что обратил внимание на это.


ДЖЕРЕЛО:
 БИЗНЕС