Основная проблема - юридическая неграмотность населения
Интервью с председателем Федерации Кожевиной Наталией Дмитриевной, опубликованное на сайте ДИАЛОГ.ua
Чем, по-вашему, является коррупция на Украине - ее, так сказать, родимые пятна и особые приметы?
В первую очередь коррупция в Украине - продукт переходного периода, периода накопления капитала, когда те, кто имеет доступ к бюджетным средствам, все вопросы решают через выбивание денег, в первую очередь - из мелкого бизнеса.
Наш профсоюз был создан в середине 1990-х годов. Могу с уверенностью говорить, что в Украине всегда существовало пренебрежение к малому бизнесу. Через крупный бизнес идут откаты, процветает завуалированный и грязный процесс становления богатых дельцов вокруг рынков. Схема такая - возникает некая структура «Х», которая предлагает предпринимателям, работающим на рынке, вложить по 500 долларов «в развитие», потом она оприходует их места и продает их уже структуре «У». Та входит в отношения с властями, собирает дополнительные деньги - «напишите расписку, что вы дарите эти деньги». И вот уже с торгующего берут по 3600 долларов «на обустройство павильонов». Потом предпринимателям предлагают заключить договор - но даже не на год, а всего на три месяца. Потом структура Игрек продает рынок новому хозяину, чаще всего какому-нибудь депутату, и такой процесс идет по всей стране. Попытки сопротивления, как правило, ни к чему не приводят - людей запугивают.
Все очень надеялись на Оранжевую революцию, вы знаете, как ее поддержал малый бизнес. Конечно, серьезные и глубокие перемены не могут пройти быстро. Должна придти новая команда.
В свое время мы предложили закон о борьбе с коррупцией, довольно жесткий, его приняли, но выхолостили. Должен быть принят новый, более жесткий закон о борьбе с коррупцией, который бы вводил запрет занимать административные должности для чиновников, попавшихся на коррупционных действиях.
Коррупция в Украине - это системный элемент машины власти, или ее порок, который можно при желании исправить?
Безусловно, это системный элемент. Сейчас коррупция в Украине процветает. Приведу пример. У нас есть пансионат в Одесской области, так там милиция выбила себе побережье длиной в пять километров, и огородила его бетонным забором, отрезав от моря несколько пансионатов. Министр Луценко сказал - мои сотрудники должны отдыхать, и все. Дошло до того, что там стало размывать побережье, и если бы директора пансионатов не вмешались, их бы со временем просто смыло.
Но за то, что стали сопротивляться чиновничьему произволу, одному пансионату сожгли несколько домиков. Скандал разразился изрядный - и какие последствия для местных чиновников? Никаких. Голова райрады так и осталась на месте. Так это директора, они объединились и оказали сопротивление. А что делают бизнесмены? Они не хотят ни бороться, ни деньги во что-то вкладывать. Им это не по силам. Даже самого незначительного чиновника очень трудно одолеть - говорю это со знанием дела. В итоге те, кто борется, теряют работу и потом ходят, проклиная профсоюз.
Меры по борьбе с коррупцией необходимы - в первую очередь новое законодательство, нужно повысить зарплаты работников милиции, чтобы они не зарабатывали себе на жизнь, выколачивая деньги из мелкого бизнеса. Однако также необходимо и повысить юридическую грамотность населения. Лишь единицы из бизнесменов защищают себя юридически, большинство предпочитают идти по накатанной дорожке - платить.
Дорожка это порочная и ни к чему хорошему не приводит. Сначала они платят по мизеру, потом все больше и больше, пока уже не могут заплатить - и вылетают из бизнеса. Недавно к нам обратился один довольно влиятельный бизнесмен, на которого наехали. Но наш профсоюз - это легальная структура, и бороться с произволом мы можем только законными путями, что мы и предложили. И какова реакция? Наш бизнесмен предпочел «не поднимать шума».
Правда, скромные успехи у нас все же есть. Нам удалось выбить известный указ президента Кучмы об упрощенном налогообложении, потому что провести соответствующий закон через парламент не могли. С Леонидом Даниловичем у нас были прекрасные отношения, но например, всем известный господин Терехин всегда был против такого указа. А причина в том, что люди не желают видеть разницу между крупным бизнесом и мелким.
Есть данные, по которым средний бизнесмен в России, например, тратит на взятки порядка 10% своих доходов. Какова ситуация в Украине?
На взятки уходит примерно столько же - порядка 10%. И то если не считать поборы, - когда в налоговой администрации заставляют подписываться на все их журналы, газеты и прочее. Зарегулированность здесь страшная. Если раньше было работать непросто, то теперь, с введением процедуры «единого окна» регистрации и лицензирования процедура усложнилась раз в десять.
И это система. Какие денежные мешки пошли в парламент, в советы всех уровней? И это даже после отмены депутатской неприкосновенности. Если раньше основным мотивом был «распил» государственного имущества, то сейчас - передел имущества. И в БЮТ, и в НСНУ много людей из «старой гвардии» Кучмы, они знают вкус коррупции, знают, как делать деньги, имея власть. Они кинули деньги в политику - и вернулись во власть.
В чем секрет такой живучести коррупционных отношений в Украине? Не угрожает ли этот процесс самой украинской государственности?
Пока что воли бороться с коррупционной системой я не вижу - внизу люди запуганы, а наверху понимают, что они всего лишь временщики. На востоке Украины советы находятся в руках Партии Регионов, и чиновники чувствуют себя неуверенно, на западе у них тоже нет никакой уверенности, особенно после создания новой коалиции.
К сожалению, люди ничему не учатся, не хотят действовать по закону. Но без воли людей ничего не изменится. Борьба эта небезнадежна, но очень сложна. Так, я знаю руководителей нескольких предприятий, которые не пошли на подкуп. Их зажимали, запугивали, но со временем все же стали считаться с ними. Основная проблема у нас даже не в законах, а в отсутствии контроля, юридической безграмотности населения. Оно не сопротивляется коррупционному давлению. В России сопротивления больше. Если бы критически важная часть бизнеса захотела упорядочить свои отношения с властями, тогда мы могли бы начать слом сложившейся коррупционной культуры.
Конечно, многое зависит от новой «бильшости». Сейчас понемногу улучшается инвестиционный климат, и как бы то ни было, но есть надежда, что ближайшие три года - если они пройдут без внеочередных выборов, дадут толчок и для борьбы с коррупцией, и для перемен к лучшему.
Записал Андрей Маклаков